Правила для воспитателей
Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
• Будьте всегда доброжелательны.
• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
Воспитывая детей, стремитесь:
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
• Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
• Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
• Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" - главная формула образования.
• Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
• Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
В детском саду нельзя:
• кричать на детей;
• наказывать;
• выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;
• упрекать ребенка;
• читать нотации;
• унижать ребенка;
• приходить к детям с плохим настроением;
• распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
• обсуждать с родителями поведение не их ребенка.
Здоровьесберегающая деятельность воспитателя
Консультация для воспитателей
Стрельцов В.П.
По материалам сайта http://festival.1september.ru/articles/501559/
Начиная работу по данной теме, нужно еще раз рассмотреть содержание физического воспитания для осознания того, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания.
Известный теоретик Ю.К. Бабанский - его задачи:
Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности
Формирование двигательных умений и навыков
Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене
Воспитание воли, смелости, дисциплины
Т.Н. Осокина – ее задачи:
Охрана жизни
Укрепление здоровья
Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию
Повышению работоспособности
В.И. Логинова – ее задачи:
Охрана жизни и укрепление здоровья
Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма
Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости и смелости
А.В. Кенеман, Г.В.Хуллаева сформировали три группы зада:
Образовательные
Оздоровительные
Воспитательные
М.А. Васильева – ее задачи:
Охрана и укрепление здоровья детей, нервной системы
Совершенствование функций организма ребенка
Полноценное физическое развитие
Формирование положительных, нравственно-волевых черт личности
Е.Н. Вавилова – ее задачи:
Охрана и укрепление здоровья
Полноценное физическое развитие
Формирование двигательных навыков и умений
Совершенствование всех функциональных систем организма
Проанализировав это, можно увидеть, что задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Выделенные средства можно группировать следующим образом:
1. Гигиенические и социально-бытовые факторы:
—> режим —> сон —> питание и игрушки —> одежда —> обувь —> инвентарь
Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывали у ребенка положительные эмоции, а это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.
2. Естественные силы природы:
—> солнце —> воздух —> вода
Они являются важным средством укрепления здоровья. Вода очищает кожу от загрязнения, солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина “Д”. Это закаливание организма, обогащение крови кислородом.
3. Физические упражнения:
—> спортивно-подвижные игры —> гимнастика —> праздники-развлечения —> простейшие виды туризма
Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируется умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
4. Физическое воспитание
5. Физическое развитие
6. Физическое образование
Это все направлено на достижение хорошего здоровья, крепких физических качеств, на овладение профессиональными знаниями.
В соответствии с выделенными факторами, можно использовать следующие критерии эффективности здоровьесберегающей педагогической системы:
Нормативные:
Общая заболеваемость, в том числе инфекционная
Группы здоровья
Физическое здоровье детей: норма, с недостаточной массой тела, с повышенной массой тела, нарушением осанки, низким ростом
% часто болеющих детей
% посещаемости
Физическая подготовленность детей в ДОУ
Ненормативные:
Успешность освоения образовательных программ
Спортивные достижения
% поступления детей в спортивные секции
Сегодня уходит в небытие единообразие детских садов. Появляется изрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, программ, технологий и методик. Выбирая из них пути движения, каждое ДОУ должно осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья, как важнейшего условия благополучной жизни человека.
В последние годы становится очевидным как ухудшается состояние здоровья детей дошкольного возраста, что начинает вызывать серьезную тревогу. В то же время, здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка дошкольного возраста этой средой также является ДОУ, система образования. И в тоже время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Большинство проблем здоровья детей решается в ходе ежедневной, практической работы воспитателей, т.е. связано с нашей профессиональной деятельностью.
Занятие-игра остается основной органической формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от воспитателя.
Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала занятия, его построения на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера дошкольного образования.
Обеспечить здоровьесберегающую направленность можно, используя следующую схему «Что делает занятие здоровьесберегающим»:
Физиологические потребности
Физиолого-гигиеническая составляющая
Состояние учебного помещения
Специальные профилактические приемы
Психологическая безопасность
Физическая безопасность
Упражнения
Общение
Диалог
Краткое описание схемы.
Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Именно физиолого-гигиеническая составляющая дошкольных факторов риска чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.
На следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, одобрять их хорошие поступки, уважать, признавать такими, какими они есть.
Воспитатель всегда несет ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под его опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, “под присмотром” воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть воздействий на здоровье детей – желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, задача детского учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в образовательном учреждении – воспитатель.
Необходимо использовать, как можно больше отдельных методов, технологий, заботясь о здоровье детей:
достаточное освещение
мебель по росту
проведение физкультминуток
предупреждение переутомления
нарушения зрения
оптимизацию физической нагрузки
обучение детей здоровью
комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.